растекание мыслью по древу по мотивам свежевышедшего фильмаНе то, чтоб фильм был прям шедевром мирового киноискусства - недостатков, при желании, можно назвать вдоволь.
Однако про недостатки уже достаточно рассказали (и еще расскажут) и без меня.
А между тем эта картина подарила мне то, о чем я до недавних пор уже практически и не мечтал.
Вру, мечтал... но как-то уже вяленько и без огонька - как это бывает с мечтами, в свершение которых верится слабо и с трудом.
Конечно же я про воплощение на экране Альбуса Дамблдора. Воплощение, к которому вообще нет необходимости ничего внутренне *про себя* дорисовывать или, напротив, чего-то в нем стараться не замечать и не видеть.
Собственно, с кинопоттерианой у меня давние сложные отношения.
Я с любовью и нежностью отношусь к первым двум ГП-фильмам. Никогда не понимал наездов на оные, формулируемых по типу "Они слишком детские и слишком сказочные". В смысле, ну да, они такие - ну так и первые книги Роулинг ровно такие же. И да, я помню контраргумент самой Джо на эту тему, мол, о какой детскости можно говорить, если история начинается с двойного убийства и попытки убийства годовалого ребенка. Но тем не менее.
Впрочем, здесь важны даже не нюансы и оттенки даваемых характеристик, а важно то, что первые два фильма передают дух, настрой и атмосферу первых двух книг - и передают очень качественное, практически идеально.
А вот дальше для меня началось что-то из серии "всё сложно". Я в курсе, что куча народу просто без ума от куароновского "Узника". Что ж, могу лишь по доброму позавидовать.
От себя скажу только, что сколь часто я время от времени перечитываю ГП-книги, столь же редко - до степени "почти никогда" - я пересматриваю (т.е. НЕ пересматриваю) фильмы по Поттерам с 3-го по 8й.
При этом вполне честно и прямо могу сказать, что в перечне причин, почему так, одно из первых мест принадлежит категорическому невосприятию экранного образа Дамблдора, воплощаемого в этих фильмах Майклом Гэмбоном.
Я плохо знаком /т.е. почти не знаком/ с другими работами этого актера, но от заслуживающих внимания знакомцев слышал веские мнения, что актер он весьма неплохой.
Также встречались мне мнения (в т.ч. одной девушки-дамблдорофила, которая по степени дамблдорофильства могла бы дать фору даже мне ) о том, что Гэмбон оживил образ и вообще весьма талантливо его воплотил - у людей было полно позитивных эмоций и впечатлений.
Это я к тому, что tastes differ и все такое - на истину в последней инстанции не претендую.
Что же касается пойнта насчет оживил... Ну да, гэмбоновский Дамблдор весьма энергичен и подвижен, что контрастирует со статичной манерой игры Ричарда Харриса (которому, скорее всего, более подвижного и энергичного Альбуса не позволяло играть здоровье... но зато выглядел он реально роскошно, а еще не менее роскошно играл лицом и глазами. Но тут не об этом).
Вот только вся беда в том, что Дамблдор у Гэмбона вышел СУЕТЛИВО подвижным и СУЕТЛИВО энергичным. И вообще он вышел у него тотально и сокрушительно СУЕТЛИВЫМ, а суетливый Дамблдор - это для меня ровно то же, что и тупая Гермиона, трусливо-эгоистичный Гарри или там грациозно-утонченно-салонный Хагрид. Для хренового фанфика допустимо, а для канона (что книжного, что кино- ) как-то остро некомильфо.
Неужели этот суетящийся, мельтешащий и неуверенный в себе чувак - это тот Дамблдор, который ни в какой ситуации (включая ситуацию "пред лицом смерти" ) не терял хладнокровия и самообладания? Неужели это тот Дамблдор, само появление которого заставляло Упивающихся Смертью бросаться наутек, а представителей "нашей стороны" мгновенно ввергало в ощущение "Мы спасены!" ? Это про этого-то "Дамблдора" Хагрид говорил "Пока он с нами, я спокоен" ? Это что ли о нем Гарри заявил Тому Реддлу, что тот никогда не стал и не станет величайшим колдуном мира, поскольку в этом мире уже есть Альбус Дамблдор?
Ровно поэтому - не вменяя сие в вину персонально Майклу Гэмбону - я давно смирил себя с мыслью, что настоящего Дамблдора нам на экране не покажут.
А то, что показывали, воспринималось мной, увы, как карикатура или пародия.
Поначалу мне мечталось о том, что вот спустя несколько лет после фильмов мировая киноиндустрия и Роулинг решат выпустить по ГП сериал, и уж там то Дамблдора нам сыграет кто-нибудь из грандов типа Чарльза Дэнса или Джеффри Раша (вот прям видел каждого из них в этом образе. Эх.).
Однако годы шли, а сериал все не затевался. И до сих пор не затеялся.
И вот свершилось: додача пришла тогда, когда ее не ждали - притом совершенно не с той стороны, с которой ее можно было вообще ожидать.
Ибо даже после первых "Тварей", где уже в общем-то были даны многообещающие намеки, я все еще до конца не верил, что продолжение этой истории полноценно вберет в себя историю молодого (ну, относительно молодого ) Дамблдора в большей степени, нежели в качестве героя второго плана.
И вот сбылось.
Джуд Лоу в роли Дамблдора 40-50 лет прекрасен чуть более, чем полностью.
Прекрасен во всем до деталей; выражения лица (и их смена), самоподача, жесты, манера игры, демонстрация эмоций - всё так, как надо.
Наконец-то Альбусу повезло - его нам реально решили показать. И показать именно ЕГО, а не кого-то, им неумело прикидывающегося.
И да, у Лоу на весь фильм экранного времени минут 5-6 от силы, но
Однако же и кроме Лоу-Дамблдора в фильме есть на кого посмотреть.
Ньют прекрасен, хороши Тессей и Якоб, чудные зверюшки, харизматичная "роулингверсовская" атмосфера (которая, к слову, была в огромной степени ЗАДАВЛЕНА нарочитой мрачностью в последних выпусках кинопоттерианы).
Депповский Гриндевальд - пусть и с некоторыми оговорками - также весьма неплох (во всяком случае и близко не та карикатура, что получилась у Файнса с Волдемортом; собственно, если снова вернуться к теме кинопоттерианы и назвать мои основные к ней претензии, то получится вполне конкретный поименный спискок: неДамблдор-Гэмбон, неСириус-Олдмэн, неВолдеморт-Файнс, а в последних фильмах еще и неСнейп-Рикман).
Вотэтоповорот с Куинни - ну да, пожалуй, мотивационный обоснуй желает лучшего, но посмотрим, как они будут развивать эту линию дальше.
Собственно, на данный момент к фильму одно-единственное существенное замечание (и на данный момент это именно замечание, а не претензия и не предъява), а именно: пусть гриндевальдовская версия объяснения "Ху из Криденс" по итогу окажется ложью. (В принципе, она должна оказаться таковой в силу элементарной хронологии: исходя из текущих возрастов Альбуса и Криденса, к моменту появления на свет Криденса, Кендра и Персиваль Дамблдоры должны были быть мертвы).
И да, я очень надеюсь (и уже даже рассчитываю), что слух про пять фильмов этой франшизы окажется не только слухом.