15:49 

Альтернативное восприятие: природа явления

Имея довольно немалый стаж участия в фандомах по ГП и СПН, а также статус "частого гостя" фандомов по ВК и, в несколько меньшей степени, по ПЛиП/ИП, мне, казалось бы, давно уже пора прийти к состоянию под условным названием "Не Удивляюсь НИЧЕМУ".

В принципе-то я и не удивляюсь, но периодически возникает эдакое неясное чувство отдаленного любопытства насчет, так сказать, природы явления.

Речь об определенной части каждого из вышеназванных фандомов (хотя ПЛиП в силу моей малоопытности в сабже я здесь если и затрону, то очень-очень вскользь), представители которых имеют весьма ОСОБУЮ и, ну скажем так, нестандартную точку зрения насчет положительных и отрицательных персонажей в художественных реальностях этих произведений. Для упрощения терминологического аппарата я называю это явление "альтернативщиной", а его адептов - "альтернативщиками" или "альтернативистами".

Грубо говоря, как бы очевидной вещью является то, что во Властелине Колец отрицательным главперсонажем выступает Саурон и его приспешники, а противостоящие ему герои сражаются на стороне добра.
Альтернативщики же твердо убеждены, что на самом-то деле все обстоит иначе, а именно: на фоне колерованных макиавеллистов-кукловодов Гэндальфа и Галадриэль — Саурон абсолютный агнец и вообще наивное дитя.
Под это видение подводится куча "доводов", по совокупности которых выводится целая теория. Наиболее яркий образчик таковой в контексте ВК и Толкина "широко известен в узких кругах" (с) и имеет название "Отрывки из писем Ингару", ознакомится с сиим монументальным произведением можно по этой ссылке: enrof.net/biblioteka/pages/fantasy/pismaingaru....
Поскольку я не соврал, что в фандоме по ВК я лишь "гость", то не буду судить или делать допущения, насколько популярны и в каких % выражаются *количественно* выразители этих (или близких к ним) взглядов, на наличие вышеуказанной "работы" как минимум является твердым доказательством, что такое явление здесь точно есть.

Что же касается более изведанных мной инет-просторов, посвященных ГП и СПН, то с уверенностью могу утверждать, что в этих фандомах такое не просто есть, но и что его весьма много. В разных формах, разных степенях категоричности и т.д., но тем не менее.
Касательно ГП, то место обитания главной альтернативистки русскоязычного сабж-фандома находится здесь: rakugan.diary.ru/
Собственно, уже само название дайрика "Записки биографа Темного Лорда" весьма красноречиво, но красноречивость текстов - вообще вне конкуренции. Кратко-схематичное изложение ключевых месседжей авторессы приблизительно следующее: Дамблдор - манипулятор и кукловод много похлеще Волдеморта, нравственный облик его ужасающ, просто у Роулинг наблюдается предубежденная и тенденциозная "подача материала", в рамках которой "сложный и многогранный" (по мнению rakugan) Темный Лорд подается читателю нарочито-упрощенно и в намеренно-"черных тонах", тогда как Дамблдор типа оправдывается и превозносится, но на самом-то деле всё хорошо видно, стОит лишь вдуматься и присмотреться. И конечно же "на самом деле" - это всё то, о чем подробнейшим образом расписывается в трактовках и построениях rakugan.
Конкретная ссылка на конкретный текст rakugan.diary.ru/p31769518.htm
/Думаю, этого хватит с головой, но всяк желающий на указанном дайри найдет при желании еще много-много чего из той же оперы/.

Впрочем, в плане ГП случай rakugan - это лишь крайняя точка, но есть целый огромный пласт (он действительно огромен и тут я почти с уверенностью могу сказать, что % так-думающих весьма существенен. Скажем так: я сильно хочу верить, что этот % все равно представляет собой подавляющее меньшинство, но это отнюдь не меньшинство в рамках "статпогрешности", т.е. сказать "их мало настолько, что можно пренебречь" возможным не представляется). Речь о представителях фандома, которые строят свои ГП-тезисы примерно так: "Я, конечно, не собираюсь отрицать, что главзлодей саги - это Волдеморт, вот только Дамблдор от него не так уж далеко ушел, ибо..." - и далее следуют "доводы" той или иной степени rakugan'истости. Или же иная конструкция: "О Волдеморте и речи нет, с ним и так все ясно, но вот нравственный облик Дамблдора - это же тихий ужас, нравственность там и рядом не валялась, жертвовал людьми направо-налево, играл ими, как пешками, не приведи Бог с таким в жизни встретиться - нужно бежать со всех ног" и тому подобное.
Как правило, эта категория фандомцев *кадрово* совпадает с категорией "снейпоманы" (но совпадение, конечно, не 100%-ное, поэтому про идентичность речи нет).

Ну и наконец самый яркий (я бы сказал, феерически яркий) прецедент - это СПН-фандом.
Полагаю, основная причина "ярко-выраженности" заключается в том, что у шоу есть два равноценных главгероя, собственно два брата Винчестеры - и % фандомцев, одинаково-положительно (или хотя бы СРАВНИТЕЛЬНО-одинаково-положительно) относящихся к обоим, - не особо велика. Собственно, судя по раскладкам всяческих голосовалок (причем как в русскоязычном сегменте фандома, так и в англоязычном) в соотношении 70 против 30 (иногда 80 против 20) симпатии распределяются в пользу Дина, при этом внушительная часть динофилов искренне убеждены, что все горести, невзгоды и беды их любимца проистекают от его брата, Сэма. Который, ясное дело, эгоист, эгоцентрист и брата вообще-ни-разу-не-любит, а только исправно и неустанно перегаживает ему жизнь. (Нет, обратный случай - динохейтерствующие сэмофилы - тоже вполне себе есть в наличии, просто в количественном отношении его показатель сильно уступает "конкурирующему лагерю").
Но в данном случае меня совсем не интересует, почему возник этот перекос в симпатиях к главгероям, почему старшего любят больше (чаще), чем младшего и т.д.
Речь здесь все-таки про альтернативщину, а посему формулировка будет такова: а почему любовь к одному из двух положительных персонажей (даже при равнодушию ко второму) обязательно должна сопровождаться хейтерством второго, обвинениями оного во всех тяжких?
И вообще, если абстрагироваться от раздела зрительско-фандомской любви/симпатий на двоих - с чего вообще положительность кого-то из двоих братьев должна в принципе подвергаться сомнению, если в шоу совершенно нет недостатка в героях отрицательных (они еще и сменяют друг друга от сезона к сезону)?

Сэм Винчестер виновен в Апокалипсисе - этот тезис, скорее всего, будет воспринят почти как факт минимум половиной фандома, а ведь по большому счету это вот та самая альтернативщина, потому как в Апокалипсисе виновата демоно-ангельская клика, которая его всячески продвигала и организовывала, а вовсе не братья Винчестеры, которые изо всех сил пытались оный Апокалипсис предотвратить.

Короче говоря, вдаваться в конкретные случаи можно до бесконечности, но, как я уже говорил в самом начале, во мне обнаруживается некоторое любопытство относительно природы явления в принципе.

Итак, ключевой вопрос: откуда у людей берется склонность / желание / рвение (иногда переходящее в едва ли не страсть) положительных персонажей героических саг (а здесь все приведенные примеры подходят под сей жанр) очернять, выставляя их отрицательными? Подводя под это целые трактовочные теории, сочиняя под это чуть ли не отдельные книги (трактаты - так уж точно), яростно доказывая это на всевозможных площадках типа форумов/ЖЖ/дайриков и т.д. и т.п.

Откуда ноги растут? Какие именно мотивы в людских душах служат двигателем этого явления? Есть ли тому какое-то рациональное объяснение, могущее расставить точки над i в данном вопросе - или же вопрос риторический?

Такой вот, собственно, сабж.

@темы: спн, сверхестественное, гарри поттер, властелин колец, альтернативка

URL
Комментарии
2015-06-18 в 13:48 

Lacerrta
Откуда ноги растут? Какие именно мотивы в людских душах служат двигателем этого явления? Есть ли тому какое-то рациональное объяснение, могущее расставить точки над i в данном вопросе

Есть.

ПОТОМУ ЧТО ИНТЕРЕСНО! )))

2015-07-05 в 21:47 

Здравствуйте! Позвольте поинтересоваться у Вас, как опытного члена фэндома СИЛЬМАРИЛЛИОН или общего фэндома фэнтези, мнением, желательно подробным, по данной идее для рассказа:

В силу неких причин известный майа лорд Саурон (образца первой эпохи, еще не глаз) оказался в Волшебной стране, известной по таким произведениям, как книги Волкова и Сухинова про Изумрудный город. Это место является в определенном смысле нейтральным, так как здесь не имеют силы как светлые Валар, так и Искажение Моргота. Чародей сходится с ведьмой Кориной на почве схожих взглядов на мир и любви к драконам, прекрасным и величественным созданиям, практически истребленным в Средиземье жадными до их сокровищ, которые здесь процветают. Постепенно он понимает, что Средиземье не особенно-то и нужно, так как окончательная победа все равно будет либо за Морготом и полным разрушением мира, либо за Валар и "Ардой Неискаженной", да и то человечество не очень-то радует; а здесь и драконы есть (без драконов власть не имеет смысла), и в целом все адекватнее, и порядок какой-никакой, к которому он изначально стремился - есть король, нет валаропоклонников и прочих, волшебников уважают.

Хотелось бы почитать, как Саурон при помощи драконов обороняет Волшебную страну от захватчиков и офигевающих от происходящего, но не имеющих силы вмешиваться Валар и законсервированного, но все еще владеющего информацией Моргота. Пейринг Саурон/Корина. Без слэша и рейтинга - все же сказка.

Саурон, само собою, по ранним версиям от Фобс.

(Сильмариллион рассказывает о прошлом Земли, так что, в принципе, можно считать, что действие происходит в одной вселенной, но в разных временах)

Благодарю!

URL
2017-06-02 в 14:37 

Жанна_Вэссон
Не думаmь о mом, чmо мне не нравиmся, я yмею в совершенсmве. (с)
Само провидение меня к вам занесло)))

Ну и наконец самый яркий (я бы сказал, феерически яркий) прецедент - это СПН-фандом.
Полагаю, основная причина "ярко-выраженности" заключается в том, что у шоу есть два равноценных главгероя, собственно два брата Винчестеры - и % фандомцев, одинаково-положительно (или хотя бы СРАВНИТЕЛЬНО-одинаково-положительно) относящихся к обоим, - не особо велика. Собственно, судя по раскладкам всяческих голосовалок (причем как в русскоязычном сегменте фандома, так и в англоязычном) в соотношении 70 против 30 (иногда 80 против 20) симпатии распределяются в пользу Дина, при этом внушительная часть динофилов искренне убеждены, что все горести, невзгоды и беды их любимца проистекают от его брата, Сэма. Который, ясное дело, эгоист, эгоцентрист и брата вообще-ни-разу-не-любит, а только исправно и неустанно перегаживает ему жизнь. (Нет, обратный случай - динохейтерствующие сэмофилы - тоже вполне себе есть в наличии, просто в количественном отношении его показатель сильно уступает "конкурирующему лагерю").
Но в данном случае меня совсем не интересует, почему возник этот перекос в симпатиях к главгероям, почему старшего любят больше (чаще), чем младшего и т.д.
Речь здесь все-таки про альтернативщину, а посему формулировка будет такова: а почему любовь к одному из двух положительных персонажей (даже при равнодушию ко второму) обязательно должна сопровождаться хейтерством второго, обвинениями оного во всех тяжких?
И вообще, если абстрагироваться от раздела зрительско-фандомской любви/симпатий на двоих - с чего вообще положительность кого-то из двоих братьев должна в принципе подвергаться сомнению, если в шоу совершенно нет недостатка в героях отрицательных (они еще и сменяют друг друга от сезона к сезону)?


пожму руку:friend:
Сама ломаю голову все годы, что смотрю СПН)))

Нигда подобного фило-хейтерства я не встречала. Или я не особо углублялась:hmm:

     

Островок феерической лени

главная